Рано или поздно абсолютно каждый автомобилист начинает активно изучать как пространство под капотом, так и весь автомобиль в целом. При открытом капоте сразу появляется на виду двигатель и турбина. По статистике слово турбо или турбина у всех ассоциируется исключительно с мощностью или со скоростью.
Но вот изучать как работает турбина на авто, берется далеко не каждый, чего нельзя сказать о желании изучить мотор. И это при том, что принцип того как работает двигатель внутреннего сгорания нам знаком еще со школы.
То как он работает должен знать каждый, но если кто-то забыл, можно вкратце рассказать суть: В камеру сгорания подаются пары топлива смешанные с воздухом, затем в камеру подается искра и эта смесь взрывается в тот момент, когда поршень достигает наивысшей точки. Взрыв отталкивает поршень вниз, чем обеспечивает прокрутку вала. Но так как мы разбираем не работу двигателя, а то как работает турбина на авто, то не будем далеко отходить от темы.
Давайте же детальнее рассмотрим вопрос как работает турбина на авто и покажем видео в котором очень подробно раскрывается текущий вопрос. Кстати, продвинутые и современные автомобилисты называют этот агрегат улиткой, а связанно это с тем, что она имеет улиткообразную форму.
Какой же принцип работы турбокомпрессора? Его главной задачей является подача сжатого воздуха во впускной коллектор двигателя. Весь механизм приводится в действие таким образом: Отработанные газы, они же выхлопные, перед тем как покинуть выхлопную систему попадают в турбину под высоким давлением, а в ней находится специальное колесо, которое под давлением начинает вращаться. На одной оси с ним, установлено, так называемое, компрессорное колесо, которое вращается благодаря вращению своего соседа по оси, и подает сжатый воздух в камеру сгорания двигателя через впускной коллектор.
Кратко это можно описать так:
- Выхлопные газы под давлением раскручивают лопасти колеса;
- На одной оси с раскручиваемым колесом, на противоположной стороне оси, есть такое же колесо, которое так же раскручивается и выполняет роль вентилятора, то есть подает воздух в компрессор и потом в интеркулер;
- После воздух уже попадает в камеру сгорания;
- Топливо смешивается с воздухом;
- Происходит детонация и вращение вала;
Зачем все это нужно? Да банально, если взять авто с одинаковыми двигателями, но один будет с турбокомпрессором, а второй без него, то первый будет иметь гораздо больше мощность при почти одинаковом расходе топлива. Ведь вспомните, что нужно сделать для того, чтобы разжечь огонь с углей? Особенно когда под рукой нет вообще ничего из того что можно подлить или подбросить. Нужно просто подуть на угли, и они начнут разгораться. Вот в такой момент Вы практически выполняете роль рассматриваемого агрегата.
Перейдем к типу турбин, а именно к турбинам высокого и низкого давления.
Как работает та или иная турбина
У турбин есть 2 классификации – это турбокомпрессор высокого давления и, соответственно, низкого давления. Изначально хотелось бы поговорить о высоком давлении. Особенностью данной классификации является то, что добиться взрыва мощности можно только на высоких оборотах, так как на малых оборотах колесо, которое вращается выхлопными газами, еще не дает нужной подачи воздуха, и соответственно эффекта в приросте мощности наблюдать не получается. Именно по этому появилось такое определение как «турбояма». Она появляется в связи с тем, что водитель наступает на педаль газа и давит ее в пол, а машина начинает давать видимый рывок с некой задержкой. А все это потому что, чем выше обороты двигателя, тем выше давление отработанных газов, которые вращают турбину и соответственно прирост мощности заметен уже со средних оборотов двигателя.
Решение данного недостатка – это «улитка» низкого давления. Она раскручивается на много быстрее и эффект виден даже на малых оборотах двигателя. Но ведь все в мире имеет свой баланс и пропорционально. Если мы выигрываем в чем-то, то где-то в чем-то проигрываем. У низкого давления есть минус и он заключается в том, что от него нельзя добиться той мощности, которую мы получаем при высоком давлении.
Две турбины под капотом
Ну как мы видим, убрали один недостаток и обрели другой. Но не беда, автомобилестроение развивается гигантскими темпами и уже достаточно популярно выражение twin-turbo или же би-turbo. По логике можно догадаться, что это 2 турбины под капотом, которые работают на увеличение мощности вашего двигателя. Одна из них увеличивает крутящий момент, пока двигатель не набрал нужные обороты, а вторая выстреливает когда уже обороты достигли нормы и раскрутили вторую «улитку». Казалось бы, называя то, что добавляет двигателю мощности – улиткой, не правильно и не поддается логике. Но В нашем мире столько не логичных вещей, так что не думайте о лишнем.